Урок на осознавание поворотов головы

Существует достаточно интересный феномен западной культуры, с одной стороны значительно способствующий развитию науки, а с другой - создает семантические неточности в восприятии информации, что накладывает массу ограничений на многи простые действия.

Что это за феномен? Попробуем разобраться с ним на примере движений в шее - поворотов головы в стороны.

Урок проводится в положении сидя на стуле. Усядьтесь на середину стула так, чтобы спина не прикасалась к спинке, ноги стояли на полу, стопы параллельны, угол в коленных и тазобедренных суставах близок с 90 градусам. Руки свободно опираются на бедра.

Теперь проводим калибровку - запоминаем исходный уровень. Повращайте головой влево-вправо, запомните насколько легко получается совершать эти движения, их объем, насколько далеко вы можете заглянуть за плечо.

Движения из урока делаются в максимально комфортном режиме, если во время движения появляется ощущение дискомфорта или боли - доходим до этого момента, и дальше не двигаемся.

После серии повторений каждого движения необходим кратковременный отдых. Во время отдыха обязательно "просканируйте" тело для выявления новых ощущений, появляющихся после выполнения.

Рекомендации по осознаванию во время отдыха:

Отдохните, попробуйте почувствовать разницу в левой и правой половине тела... На одном ли уровне стоят надплечья? Есть ли в теле ощущение тяжести или легкости? Какая рука длиннее или теплее? Какие ощущения в левой и правой половине шеи, лица? Какой ягодице удобнее - левой или правой? Одинаково ли стоят ноги на полу? Поясница, живот, грудная клетка, межлопаточная область - есть ли там разница между левой и правой стороной?

1. Поворот головы с опорой на правую руку.

Ставим правую руку в район правого заднего угла сиденья стула и слегка опираемся нее. В такт дыханию, медленно, плавно, в зоне комфорта поворачиваем голову вправо и возвращаем ее в исходное положение.

Видео - демонстрация процесса прохождения урока.

2. Поворот головы с опорой на тыл кисти левой руки

Сгибаем левую руку в локтевом и лучезапястном суставах и располагаем кисть левой руки перед собой так, чтобы локоть руки был направлен вниз, тыл кисти параллелен полу и направлен вверх. Опираемся подбородком на тыл кисти левой руки.
Пробуем в такт дыханию, плавно, поворачивать голову вправо, при этом часть веса головы приходится на левую руку.

3. Поворот головы с приподниманием левой ягодицы

Укладываем подбородок на тыл левой кисти так, как в предыдущем движении. В такт дыханию поворачиваем голову вправо, при этом слегка приподнимаем левую ягодицу от стула, во время возврата головы в исходное положение - опускаем ягодицу на стул.

4. Комбинированный поворот головы вправо

Теперь соединим вместе предыдущие три движения - ставим правую руку за собой, опираемся на нее. Укладываем подбородок на тыл левой кисти. Делаем повороты головы вправо, приподнимая левую ягодицу и, возвращая голову в исходное положение, опускаем ягодицу на стул.

После отдыха пробуем результат. Повращайте головой влево-вправо. Насколько легко теперь это получается? В какую сторону двигать головой легче? Насколько далеко получается заглянуть за левое и правое плечо?

Большинству людей будет легче повернуть голову вправо, части будет легче повернуть голову в обе стороны, кому-то влево, редкость, когда ничего не изменяется в объеме движений.

Новое качество движений можно объяснить тем, что вы совершили достаточно хорошую разминку мышц и, из-за этого, повороты головы даются легче, однако это не совсем так.

Уроки по методу Фельденкрайза улучшают взаимодействие вашего мозга с телом, мозг учится улавливать мельчайшую разницу между различными движениями и позами. Как только появляется ощущение разницы, вы можете выбирать то движение, или ту позу, которые будут максимально эффективны в данный момент.

Чтобы понять, как это работает, попробуем сделать те же самые движения, только в левую сторону. Изменим один единственный момент - движения будем выполнять мысленно, можно лишь только слегка напрягать мышцы, которые должны участвовать в повороте головы влево, но так, чтобы внешнему наблюдателю эти движения были едва заметны.

Итак, занимаем исходное положение, опираясь на левую руку за собой и мысленно делаем движения головой влево, при этом вспоминая, как эти движения происходили на правой стороне и пытаемся воспроизвести все те же движения влево.

Остальные движения и "сканирование" тела во время отдыха производим аналогично - занимаем исходное положение и выполняем движение мысленно в другую сторону.

По окончанию мысленного экскурса в повороты головы влево, попробуйте повращать головой влево-вправо. В какую сторону получается двигать головой легче?

У большинства людей эффект от мысленного выполнения урока окажется выше. Почему?

Представьте, что вы поднимаете двадцатилитровую бочку с квасом, и на нее сядет муха. Сможете ли вы почувствовать разницу в весе бочки до и после мухи? - Вряд ли, поскольку тело обычно воспринимает отличие в весе в 1/20 от поднятого.

Теперь представьте, что та же самая муха сядет на дальний кончик длинной соломинки, которую вы держите в пальцах рук за другой конец. Шанс уловить отличие в весе резко растет.

То же самое происходит при обучении во время уроков по Фельденкрайзу - чем меньше приложенное усилие и чем больше времени выполняется движение, тем выше шанс уловить разницу в качестве движения. Как только ощущение разницы появилось - у вас появляется выбор из большого диапазона различных по качеству движений. Вы проще можете подобрать те движения, которые максимально эффективны именно в данный момент времени и именно для вас самих.

Вернемся к феномену западной культуры - он заключается в том, что любое явление западный человек пытается разделить на части и работать с каждой из частей изолированно, после чего из хорошо изученных частей складывает целое, при этом многие части такой мозаики просто игнорируются.

Обычно, если человека западной культуры просят повернуть голову, то он пытается повернуть голову так, чтобы корпус, руки и ноги оставались неподвижны. Тело же составляет собой единое целое и такой способ поворота несет в себе массу ограничений и неудобств.

Благодаря прохождению этого урока вы смогли заметить, что повороты головы получаются лучше, когда в них задействовано все тело. В первоначальной команде "повернуть голову" не было указания на то, что нужно "повернуть только голову", однако большинство из представителей западной культуры воспринимают такое указание именно во втором контексте.

Метод Фельденкрайза позволяет вернуть целостность в восприятии своего тела. Сама методика обучения дает ученикам важный стимул к тому, чтобы стать жить в гармонии со своим телом и внешним миром.

Тэги: 

Прикрепленные файлы: 

Область видимости: 

Public - accessible to all site users